Цифровизация в логистике. Основные тренды

Цифровизация в логистике. Основные тренды

Цифровизация логистики — введение IT-технологий в разные логистические отрасли для повышения производительности бизнеса и уровня взаимодействия с партнерами. Мобильные приложения, искусственный интеллект, машинное обучение, цифровые платформы, роботы, автоматизация и многое другое — вот ключевые технологические направления в изменении современной логистики. Рассказываем об этих процессах подробнее.  

Как цифровизация логистики помогает бизнесу

Отслеживание операций. Механизмы мониторинга груза позволяют компаниям следить за локацией и временем прибытия товаров. Это обеспечивает быструю реакцию на аварии, задержки и другие проблемы при транспортировке. 

Улучшение управляемости. Создание единого портала для анализа и обработки данных о всех логистических процессах упрощает контроль за эффективностью логистических цепочек в онлайн-формате. Информация на основе данных улучшает оценку качества перевозчиков и помогает вести переговоры с подрядчиками на выгодных условиях.   

Повышение эффективности процессов. Автоматизация ручного труда снижает риск ошибок и ускоряет планирование. Так, системы искусственного интеллекта собирают данные о состоянии транспорта, прогнозируют издержки и сокращают непредвиденные расходы на техническое обслуживание техники.      

Автоматизация складских операций. Мобильные приложения и специальное программное обеспечение учитывают все остатки на складах, обрабатывают заявки, систематизируют складирование и хранение, ускоряют комплектацию и отправку товара.  

Все сферы логистики. Общие тренды

Интеграция с внутренними и внешними сервисами компании. Технологии дают универсальные механизмы для бизнеса, через которые компании улучшают взаимодействие: 

  • Создание единой системы коммуникации и документооборота между разными отделами, а также между поставщиками и партнерами 
  • Загрузка остатков напрямую со складов поставщиков, загрузка/обновление ассортимента поставщиков 
  • OPEN API — набор инструментов, которые обеспечивают связь между разными приложениями и программами.

Аналитика. Получение аналитики по поставщикам из всевозможных агрегаторов информации.

No-code сервисы. Бизнес самостоятельно может настраивать себе процессы без участия команды разработки. Компания имеет возможность по шаблону создать себе сайт, мобильное приложение или сконфигурировать формат заявок, настроить рассылки для клиентов и гибко всем управлять без изменения кода.

Электронная подпись. Технология подписания документов с мобильных устройств. Это очень экономит время руководителей, которые в дороге с планшета могут подписывать документы квалифицированной подписью. Достаточно подключиться к инфраструктуре организации и можно подписывать из любой точки мира.

Закупки

Единые платформы для закупок. Цифровые экосистемы, которые объединяют все процессы закупок на одном сервисе и позволяют реализовывать тендерные процедуры и увидеть рейтинг поставщиков.

Смарт-контракты. Компьютерные алгоритмы на блокчейн-платформе, цифровые соглашения, которые устанавливают правила выполнений условий соглашения для всех сторон. В отличие от обычных договоров смарт-контракты основаны на программном коде и не допускают изменений текущих условий.  

BI-аналитика. На место крупных и неудобных excel-таблиц приходят специальные программы (BI-системы), которые собирают и обрабатывают данные из разных источников и представляют их в наглядном виде. Сотрудник заходит в такую BI-систему и понимает, какой товар и к какому сроку он должен заказать. Также он может выгрузить информацию и представить сведения о закупках в виде отчета.   

Отобразили эти и ряд других ключевых трендов в таблице:

Проблемы и вызовы

Отсутствие компетенций. Персонал компании может не обладать достаточным уровнем цифровых навыков, что не позволит быстро внедрить новые процессы. 

Внутренние возражения против цифровизации. Изменение привычных методов работы может быть встречено негативно теми сотрудниками, которые не понимают преимущества цифровых технологий. Нужно показать персоналу все преимущества цифровизации, рассказать, как она поменяет работу, и почему это выгодно самим сотрудникам.  

Отсутствие инфраструктуры. Компании должны обеспечить наличие складских помещений, транспорта, коммуникаций и других элементов логистического сервиса и продумать способы их оптимизации. Это позволит внедрить новые технологии на самых важных участках логистической цепочки. 

Риски информационной безопасности. Всегда необходимо применять меры по защите данных от потенциальных хакерских атак. 

Примеры цифровизации. Сервис выбора перевозчиков и управления транспортировкой грузов

Проблема. Компания тратила много лишних ресурсов на весь логистический процесс. Коммуникация с клиентами и логистическими операторами происходила только через почту, важные сообщения постоянно терялись, водители не могли оперативно реагировать на сообщения от заказчика. Подрядчики подбирались с помощью обзвона знакомых компаний, не было прозрачной системы выбора и конкуренции между перевозчиками. Один перевозчик отвечал за все этапы доставки груза. Заказчик не мог отследить местоположение товара. В случае повреждения груза он узнавал об этом только на этапе приемки. 

Решение. Мы создали универсальную логистическую платформу для грузоперевозчиков, логистических компаний и заказчиков. Все логистические процессы находятся в единой экосистеме. Теперь можно отслеживать конкретный запрос от заказчика, общаться с ним напрямую, задавать вопросы по заявке в контекстном чате, привязанном к заявке. Один заказ могут выполнять несколько исполнителей. Подрядчик имеет возможность объединять несколько заявок с небольшим объёмом. Можно в онлайн-режиме узнать о задержке груза, заменить перевозчика или добавить машину.

Результат. На 20% сократилось количество срывов поставок и потерь грузов. Время от заказа до поступления на склад уменьшилось в 5 раз. Перевозчики получили дополнительную прибыль. Теперь даже небольшие поставщики могут участвовать в тендерах.

Сервис отслеживания грузов в пути 

Проблема. Транспортировка груза до конечного грузополучателя занимала длительное время, так как грузоперевозки выполнялись на значительные расстояния с большим количеством пунктов перегрузки. Бизнес хотел оперативно получать информацию о том, где груз находится в настоящий момент времени: какой путь уже пройден, не потерялся ли груз на каком-то из пунктов перегрузки, каким рейсом он отправлен, какие плановые сроки доставки. 

Решение. Мы реализовали сервис по отслеживанию грузов, который способен давать информацию в трех плоскостях: информация о местоположении номенклатуры, о местоположении грузоместа, в котором лежит номенклатура, о рейсе и грузоместе. 

Результат. Процессом отслеживания можно управлять: менеджер может запрашивать отслеживание по определенным наиболее значимым номенклатурам, и, таким образом, максимально эффективно распределять трек-метки, если их число ограничено. Местоположение груза отображается на карте, при этом пользователь видит точку старта (грузоотправителя, название организации и адрес), пройденный путь до точки текущего местоположения и точку прибытия (грузополучатель, название его организации и адрес доставки). Пользователь также может просматривать подробную информацию по объекту: дату актуальности местоположения, номера грузомест, рейсов, спецификаций, закупок, даты планируемого прибытия. 

Как ваша компания может начать цифровизацию

Оцените вызовы, которые стоят перед компанией. Проанализируйте логистические бизнес-процессы. Выявите те моменты, которые нужно улучшать в первую очередь, где теряется больше всего времени и средств. Это сократит издержки при цифровизации, вы будете точно уверены, что изменения оптимизируют нужные процессы.  

Определите цели цифровизации. Вы хотите ускорить транспортировку, автоматизировать складские помещения, ввести электронный документооборот или провести все эти изменения одновременно. Ответы на эти вопросы упростят мониторинг реализации изменений в будущем. 

Создайте список цифровых решений, которые вы хотите внедрить. На основе предыдущих пунктов подробно опишите все технологии, которые нужно внедрить для улучшения бизнес-процессов.

Выберите надежного подрядчика. Наш опыт в создании крупных логистических IT-продуктов показывает, что цифровизация логистики — это сложный и долгий процесс, который способны реализовать только профессиональные команды с многолетним опытом в этой сфере. Мы всегда готовы придти к вам на помощь, поделиться экспертизой, проанализировать логистические процессы и реализовать полный комплекс мер по внедрению новых технологий.