Разработка Marketing Intelligence Portal для Лаборатории Касперского

Заказчик

 

Лаборатория Касперского — известный российский разработчик систем защиты от киберугроз.

 

Поставленная задача

 

Заменить классическую базу маркетинговых данных оригинальным решением, где информация представлена с сохранением смысловых и логических связей между бизнес-объектами.

 

Наше решение

 

Marketing Intelligence Portal — база знаний, предназначенная специально для маркетинговых исследований Лаборатории Касперского. Мы спроектировали ее таким образом, чтобы сохранять не только разрозненные факты, но и семантические связи между ними.

 

 

Результат

 

Мы значительно облегчили работу по сбору и анализу маркетинговой информации для российского и американского подразделений Лаборатории Касперского, а также создали основу для универсальной базы знаний, применимой в различных сферах деятельности.

 

Использованные технологии

 

Microsoft SharePoint, Bootstrap, SPMeta2.

 


 

Проект в подробностях

 

Сотрудники Лаборатории Касперского собирали маркетинговую информацию в обычную реляционную базу данных. Она сохраняет факты, но не отражает сложных взаимосвязей между ними. С ее помощью легко выяснить, какой антивирус более популярен, но, сложно найти неожиданные взаимосвязи, которые больше всего интересуют аналитиков компании. Каждое, даже простое исследование, требовало от них кропотливой предварительной работы по отбору и актуализации информации.

 

Чтобы упростить и ускорить исследования, Лаборатории Касперского была необходима графовая база данных, тесно связанная с корпоративным сайтом.

 

Мы спроектировали основу портала

 

Мы работали над проектом совместно с аналитиками, маркетологами и представителями IT-службы Лаборатории Касперского. Вместе выработали детальные требования к структуре и наполнению будущего MI-портала.

 

 

Портал получил восемь основных разделов, каждый с собственными атрибутами:

 

  • компании — здесь собирается информация о юридических лицах, начиная со статистики по доходам и заканчивая списками учредителей и ключевых должностных лиц;
  • персоны — содержит карточки с персоналиями сотрудников компаний и публичных лиц, среди их атрибутов есть контактные данные и ссылки на социальные сети;
  • продукты — сводная информация по программному обеспечению, выпускаемому другими компаниями;
  • бренды — торговые марки, под которыми выпускаются продукты. На этих страницах указываются: принадлежность компании, описание бренда и список конкурентов;
  • сегменты рынка — мобильные устройства, персональные компьютеры, сервера, enterprise — статистика по каждому сегменту;
  • частная собственность — объекты недвижимости, с указанием владельцев и адресов;
  • офисы — этот раздел тесно связан с предыдущим, его атрибуты: принадлежность компании и адрес;
  • регионы — раздел с древовидной структурой, образующей географическую «карту», где собрана информация по числу активных пользовательских устройств, смартфонов, компьютеров, серверов, на которых установлен антивирусы Лаборатории Касперского.

 

Мы снабдили эти разделы десятками разновидностей дополнительных страниц и многочисленными перекрестными связями.

 

 

На следующем этапе разработки MI-портал получил:

 

  • глобальный семантический поиск по содержимому базы знаний, включая документы Word и PDF-файлы;
  • загрузку новостей и инсайдерской информации — достаточно указать несколько тегов, чтобы база выстроила связи, и новость автоматически появилась в тематически связанных разделах wiki;
  • встроенный плеер для воспроизведения звуковых файлов, например, записей новостных выпусков;
  • элементы социальной сети: сортировку страниц по числу «лайков» и просмотров;
  • email-подписки на обновления страниц.

 

Использовали технологии

 

  • Microsoft SharePoint (Search service и Managed Metadata service) — для базы знаний;
  • Bootstrap — для пользовательского веб-интерфейса;
  • библиотеку SPMeta2 — чтобы облегчить развертывание решения.

 

Мы не стали применять в базе знаний серверный код. Благодаря этому, пользователи могут затачивать MI-портал под свои нужды без помощи администраторов, «на лету», не прерывая работу на техническое обслуживание базы. Это касается и веб-части, для которой мы применили HTML-шаблоны.

 

Отказ от серверного кода позволил упаковать наше решение в дистрибутив, разворачивающий MI-портал с любого персонального компьютера, который находится в сети компании и имеет доступ к корпоративному сайту.

 

Справились с трудностями

 

Без них не обходится ни один серьезный проект. Так, оказалось, что корпоративный сайт Лаборатории Касперского построен на инструментарии Bootstrap, основанном на HTML5. В то же время, в основе SharePoint лежит классическая HTML-верстка. Чтобы добиться совместимости базы знаний и корпоративного портала, нам пришлось написать специальные JavaScript-расширения.

 

 

Запуск поиска по базе знаний потребовал тонкой настройки Search service и глубокого понимания работы клиентского API, но официальные руководства оказались поверхностны. Чтобы реализовать задуманное, пришлось заняться реверс инжинирингом и разобраться в исходном коде SharePoint.

 

Еще с одной проблемой мы столкнулись сразу после запуска. Релизная версия MI-портала стабильно работала на тестовом стенде, но у заказчика часть информации пропадала из базы данных. Ограниченные требованиями безопасности, мы не имели прямого доступа к серверам Лаборатории Касперского. Мы собрали данные о развернутой там конфигурации SharePoint опосредованно, через специалистов компании.

 

Удалось найти отличия от конфигурации тестового стенда, а затем выявить и исправить конкретный параметр, ответственный за проблему. Чтобы подобные проблемы не повторялись, мы перенесли тестирование новых релизов на сервера заказчика.

 

В результате

 

Чтобы составить маркетинговый отчет, сотрудникам Лаборатории Касперского достаточно открыть MI-портал, где обычно разрозненные факты структурированы и объединены перекрестными связями. С помощью поиска они находят страницу нужного региона или компании и собирают информацию, переходя по ссылкам, будто в Википедии.

 

 

С начала 2019 года, наряду с российским офисом, базу знаний использует американское подразделение Лаборатории Касперского. Для них мы перенесли на новые сервера больше 10 000 загруженных в российском офисе новостей.

 

Запустив Marketing Intelligence Portal, мы получили опыт создания универсальной базы знаний, которую можно использовать в любой сфере, от юриспруденции до машиностроения. Мы готовы разработать подобное решение специально под ваши нужды.

Оцените полезность статьи
Спасибо за оценку!