Заказчик
Лаборатория Касперского — известный российский разработчик систем защиты от киберугроз.
Поставленная задача
Заменить классическую базу маркетинговых данных оригинальным решением, где информация представлена с сохранением
смысловых и логических связей между бизнес-объектами.
Наше решение
Marketing Intelligence Portal — база знаний, предназначенная специально для маркетинговых исследований
Лаборатории Касперского. Мы спроектировали ее таким образом, чтобы сохранять не только разрозненные факты,
но и семантические связи между ними.
Результат
Мы значительно облегчили работу по сбору и анализу маркетинговой информации для российского и американского
подразделений Лаборатории Касперского, а также создали основу для универсальной базы знаний, применимой
в различных сферах деятельности.
Использованные технологии
Microsoft SharePoint
Bootstrap
SPMeta2
Проект в подробностях
Сотрудники Лаборатории Касперского собирали маркетинговую информацию в обычную реляционную базу данных. Она
сохраняет факты, но не отражает сложных взаимосвязей между ними. С ее помощью легко выяснить, какой
антивирус более популярен, но, сложно найти неожиданные взаимосвязи, которые больше всего интересуют аналитиков
компании. Каждое, даже простое исследование, требовало от них кропотливой предварительной работы по отбору
и актуализации информации.
Чтобы упростить и ускорить исследования, Лаборатории Касперского была необходима графовая база данных, тесно
связанная с корпоративным сайтом.
Мы спроектировали основу портала
Мы работали над проектом совместно с аналитиками, маркетологами и представителями IT-службы Лаборатории
Касперского. Вместе выработали детальные требования к структуре и наполнению будущего MI-портала.
Портал получил восемь основных разделов, каждый с собственными атрибутами:
- компании — здесь собирается информация о юридических лицах, начиная со статистики по
доходам и заканчивая списками учредителей и ключевых должностных лиц;
- персоны — содержит карточки с персоналиями сотрудников компаний и публичных лиц, среди их
атрибутов есть контактные данные и ссылки на социальные сети;
- продукты — сводная информация по программному обеспечению, выпускаемому другими компаниями;
- бренды — торговые марки, под которыми выпускаются продукты. На этих страницах указываются:
принадлежность компании, описание бренда и список конкурентов;
- сегменты рынка — мобильные устройства, персональные компьютеры, сервера, enterprise —
статистика по каждому сегменту;
- частная собственность — объекты недвижимости, с указанием владельцев и адресов;
- офисы — этот раздел тесно связан с предыдущим, его атрибуты: принадлежность компании
и адрес;
- регионы — раздел с древовидной структурой, образующей географическую «карту», где
собрана информация по числу активных пользовательских устройств, смартфонов, компьютеров, серверов,
на которых установлен антивирусы Лаборатории Касперского.
Мы снабдили эти разделы десятками разновидностей дополнительных страниц и многочисленными перекрестными связями.
На следующем этапе разработки MI-портал получил:
- глобальный семантический поиск по содержимому базы знаний, включая документы Word и PDF-файлы;
- загрузку новостей и инсайдерской информации — достаточно указать несколько тегов, чтобы база выстроила
связи, и новость автоматически появилась в тематически связанных разделах wiki;
- встроенный плеер для воспроизведения звуковых файлов, например, записей новостных выпусков;
- элементы социальной сети: сортировку страниц по числу «лайков» и просмотров;
- email-подписки на обновления страниц.
Использовали технологии
- Microsoft SharePoint (Search service и Managed Metadata service) — для базы знаний;
- Bootstrap — для пользовательского веб-интерфейса;
- библиотеку SPMeta2 — чтобы облегчить развертывание решения.
Мы не стали применять в базе знаний серверный код. Благодаря этому, пользователи могут затачивать MI-портал
под свои нужды без помощи администраторов, «на лету», не прерывая работу
на техническое обслуживание базы. Это касается и веб-части, для которой мы применили HTML-шаблоны.
Отказ от серверного кода позволил упаковать наше решение в дистрибутив, разворачивающий MI-портал
с любого персонального компьютера, который находится в сети компании и имеет доступ
к корпоративному сайту.
Справились с трудностями
Без них не обходится ни один серьезный проект. Так, оказалось, что корпоративный сайт Лаборатории
Касперского построен на инструментарии Bootstrap, основанном на HTML5. В то же время,
в основе SharePoint лежит классическая HTML-верстка. Чтобы добиться совместимости базы знаний
и корпоративного портала, нам пришлось написать специальные JavaScript-расширения.
Запуск поиска по базе знаний потребовал тонкой настройки Search service и глубокого понимания работы
клиентского API, но официальные руководства оказались поверхностны. Чтобы реализовать задуманное, пришлось
заняться реверс инжинирингом и разобраться в исходном коде SharePoint.
Еще с одной проблемой мы столкнулись сразу после запуска. Релизная версия MI-портала стабильно работала
на тестовом стенде, но у заказчика часть информации пропадала из базы данных. Ограниченные
требованиями безопасности, мы не имели прямого доступа к серверам Лаборатории Касперского. Мы собрали данные
о развернутой там конфигурации SharePoint опосредованно, через специалистов компании.
Удалось найти отличия от конфигурации тестового стенда, а затем выявить и исправить конкретный
параметр, ответственный за проблему. Чтобы подобные проблемы не повторялись, мы перенесли тестирование новых
релизов на сервера заказчика.
В результате
Чтобы составить маркетинговый отчет, сотрудникам Лаборатории Касперского достаточно открыть MI-портал, где обычно
разрозненные факты структурированы и объединены перекрестными связями. С помощью поиска они находят страницу
нужного региона или компании и собирают информацию, переходя по ссылкам, будто в Википедии.
С начала 2019 года, наряду с российским офисом, базу знаний использует американское подразделение
Лаборатории Касперского. Для них мы перенесли на новые сервера больше 10 000 загруженных в российском
офисе новостей.
Запустив Marketing Intelligence Portal, мы получили опыт создания универсальной базы знаний, которую можно
использовать в любой сфере, от юриспруденции до машиностроения. Мы готовы разработать подобное решение
специально под ваши нужды.