Proof of Concept (PoC) или как убедиться, что ваш продукт нужен пользователям

Proof of Concept (PoC) или как убедиться, что ваш продукт нужен пользователям

Как снизить риски при запуске нового продукта? Рассказываем, как PoC, MVP и MLP помогают ответить на этот вопрос.   

PoC. Что это?

Proof of Concept (PoC, проверка концепции, доказательство концепции) — это презентация предлагаемого продукта и его потенциальной жизнеспособности. PoC описывает идею и функциональность продукта, включая его общий дизайн или конкретные функции. Такая презентация позволяет предварительно оценить результат запуска продукта на рынок или внедрения изменений в уже готовый продукт. Целью PoC не является поиск рыночного спроса на концепцию или выбор наилучшего способа ее производства. Этот метод проверяет, насколько концепция осуществима и жизнеспособна. Кроме того, он позволяет тем, кто участвует в проверке концепции, изучить ее финансовый потенциал. Обычно Proof of Concept создается руководителями команд. Проектные менеджеры также могут использовать PoC для реализации процесса разработки продукта. Во многих отраслях, включая производство оборудования, разработку лекарств и науку, PoC используется для реализации идей, перед дальнейшем тестированием и полномасштабным производством.

Преимущества PoC

Проверка концепции — это первый этап, на котором компания может проверить, есть ли у идеи шансы на успех. Прохождение этого процесса позволяет организациям определить практичность идеи, прежде чем вкладывать ресурсы производственного уровня в непроверенную гипотезу.

Качество продукта. Разработка PoC может помочь владельцу продукта выявить потенциальные технические и логистические проблемы, которые могут помешать успеху. Кроме того, организация может получить внутреннюю обратную связь о продукте или услуге, минимизируя при этом ненужный риск.

Доверие. В результате заинтересованные стороны могут оценить выбор дизайна на ранних этапах процесса разработки. Затем человек или команда, проходящие через этот процесс, могут использовать успешный PoC, чтобы убедить заинтересованные стороны, менеджеров или инвесторов в жизнеспособности идеи. Например, при разработке программного обеспечения доказательство концепции показывает, насколько идея осуществима с точки зрения технологии. 

Планирование. PoC также может продемонстрировать финансовую жизнеспособность стартапов. Если PoC не соответствует стандартам организации, он может сэкономить время и деньги на инвестировании в идею, которая не отвечает базовым требованиям.

Этапы разработки PoC

Определение идеи проекта. Опишите, какие проблемы будет решать проект и какие потребности он удовлетворит.

Критерии успеха. Определите контрольные показатели для оценки успеха или неудачи проекта. Если проект выполняется для клиента, проконсультируйтесь с ним о том, как он определяет успех. Если нет, проведите необходимое исследование, чтобы определить критерии успеха.

Оценка ресурсов. Составьте исчерпывающий список материальных и нематериальных ресурсов, которые понадобятся команде для выполнения проекта. К ресурсам относятся материальные товары, технологии, инструменты и человеческий капитал.

Сроки проекта. Создайте дорожную карту продукта, которая описывает временные рамки доказательства концепции от идеи до разработки. Например, будет ли это полноценный запуск с самого начала, или он начнется с малого, а затем будет масштабироваться? Если второе, то как быстро он будет масштабироваться? Эти детали дают представление о темпах развития проекта.

Разработка и тестирование прототипа. Определившись с рамками проекта, вы можете разработать и протестировать прототип с целевой аудиторией. Обратите внимание на то, как он решает ее проблемы. Соберите все отзывы, как положительные, так и отрицательные.

Доработка. После сбора отзывов оцените, насколько прототип соответствует заданным критериям успеха. Проведите конкурентный анализ, чтобы оценить его эффективность в сравнении с аналогичными решениями. Используйте информацию, полученную на этом этапе, для улучшения тех областей, которые не достигли успеха.

Презентация PoC. Представьте свою идею заинтересованным сторонам для одобрения разработки. Презентуйте четкую модель того, как работает идея, — в этом могут помочь наглядные примеры и иллюстрации. Объясните, как она удовлетворяет потребности аудитории. 

PoC. MVP. MLP. Разница

Представив доказательство концепции, команда получает одобрение или отказ. В случае одобрения команда разрабатывает минимально жизнеспособный продукт (MVP).

MVP — версия будущего проекта, которая позволяет собрать максимум практических данных о том, как с ним взаимодействуют клиенты, при минимальных затратах.

PoC помогает оценить осуществимость проекта, минимальный жизнеспособный продукт обеспечивает готовое решение для пользователей на рынке. Менеджеры проекта создают минимально жизнеспособный продукт как улучшенную версию прототипа, который команда тестирует дальше, чтобы создать конечный продукт.

MLP — это MVP с продуманным пользовательским интерфейсом и опытом пользователя. Такой продукт решает проблемы пользователя и создает эмоциональную связь клиента с продуктом. 

Все три варианта позволяют снизить издержки и риски при разработке нового продукта. В случае нехватки ресурсов всегда можно начать с подготовки PoC, что не требует больших затрат и позволяет оценить реализуемость всего проекта.