Что такое MVP, и как создать минимально жизнеспособный продукт

Чтобы добиться успеха с минимальными рисками и затратами в условиях, где закрывается 92% запущенных стартапов, каждый проект стоит начинать с запуска минимально жизнеспособного продукта. В этой статье мы разберем понятие, типы и этапы построения MVP.

 

 

MVP — подробное руководство по созданию минимально жизнеспособного продукта

 

Согласно исследованию CB Insights, в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Почти в половине случаев предприниматели тратят месяцы и даже годы работы лишь затем, чтобы осознать, что гипотеза была ошибочной, и никто не заинтересован в их продукте.

 

Концепция MVP (Minimum Viable Product) — разработана, чтобы минимизировать риск такой ситуации. Она применима для создания любого продукта, но чаще используется для разработки программного обеспечения и цифровых сервисов.

 

Понятие MVP ввел в оборот в 2001 году Фрэнк Робинсон (Frank Robinson), соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev. Робинсон определяет MVP, как результат «синхронной разработки» — одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории, ее реакции на продукт. MVP — такая версия будущего проекта, которая позволяет собрать максимум практических данных о том, как с ним взаимодействуют клиенты, при минимальных затратах.

 

Отличия MVP от PoC

 

MVP часто путают с PoC — Proof of Concept — доказательством правильности концепции. Эти понятия взаимосвязаны, но не равнозначны. В качестве PoC выступают: реакция потенциальных клиентов на анонс, число предзаказов, маркетинговые и социологические исследования и другие теоретические свидетельства того, что будущий продукт интересен рынку. MVP — больше, чем доказательство, это — работоспособный продукт.

 

Отличия MVP от прототипа

 

 

Вместе с тем, MVP — не прототип. Минимально жизнеспособный продукт содержит только самую необходимую функциональность, но он не должен быть сырым или примитивным. Напротив, основную функцию MVP должен выполнять как можно лучше.

 

Задачи MVP

 

Minimum Viable Product создается не для тестирования технологий, а чтобы проверить на практике, нужен ли пользователям такой продукт, верны ли гипотезы, лежащие в основе бизнес-модели. Главная задача MVP — минимизировать время и усилия, затраченные на тестирование реакции рынка на идею.

 

 

MVP позволяет привлечь к проекту реальных пользователей в качестве проводников, которые помогут скорректировать бизнес-модель и базовые характеристики будущего продукта, наметить направления развития и спланировать дорожную карту обновлений. Положительные результаты на стадии MVP дают зеленый свет для разработки полной версии продукта.

 

Пример MVP

 

Показательный пример MVP — мессенджер WhatsApp, который в момент публикации в 2009 году не имел функций для отправки сообщений.

 

Создатели WhatsApp — Ян Кум (Jan Koum) и Брайан Эктон (Brian Acton) исходили из простой идеи — создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании, за рулем, в спортзале и так далее. Когда пользователи указывали статус, их контакты получали всплывающее уведомление.

 

Вскоре Кум и Эктон заметили, что пользователи стали использовать статусы для общения. Ухватившись за эту идею, они выпустили новую версию WhatsApp, в которой было больше функций, связанных с отправкой сообщений. В результате, небольшая пользовательская база в считаные дни выросла до 250 000 человек, доказав, что разработчики на верном пути.

 

Преимущества MVP

 

    Таким образом, минимально жизнеспособный продукт позволяет:

     

  • подтвердить жизнеспособность идеи и проверить гипотезы о продукте с помощью реальных данных;
  • выявить тенденции, которые можно использовать при разработке полной версии продукта;
  • снизить риск крупных финансовых потерь в случае выпуска неудачного продукта;
  • сократить стоимость разработки за счет приоритизации важных и выявления невостребованных функций;
  • ускорить поиск ошибок и внутреннее тестирование продукта;
  • собрать базу пользователей перед полномасштабным запуском;
  • занять рыночную нишу и привлечь инвесторов раньше конкурентов.
  •  

    Разновидности MVP

     

    Среди многочисленных подходов к созданию Minimum Viable Product выделяют три основных подхода.

     

    1. Продукт с единственным параметром

     

    Наиболее распространенный вариант создания MVP уже был описан на примере WhatsApp. Это приложение или программа, выполняющие одну-две функции, которые необходимы для проверки жизнеспособности вашей идеи. Если основная функциональность приложения неинтересна пользователям, то продолжать вкладывать в разработку силы, время и ресурсы бессмысленно.

     

    2. Разрозненный MVP

     

    Этот подход применяют, если идею продукта можно реализовать без разработки уникальных программных решений, при помощи набора готового программного обеспечения.

     

    Объединение различных инструментов в единый комплекс и, тем более, разработка оригинального ПО — делают тестирование бизнес-идеи трудозатратным и дорогостоящим. Иногда к этим стадиям разработки стоит переходить уже после получения обратной связи от пользователей.

     

     

    Так запустился сервис Groupon. На старте он представлял собой лишь примитивный сайт на основе открытого исходного кода. Все услуги Groupon оказывал по электронной почте. Социальные функции, полноценная email-рассылка, автоматизация, мобильное приложение — все это было разработано потом, когда стало ясно, что коллективные покупки востребованы.

     

    3. Волшебник страны Оз и консьерж

     

    Эти близкие разновидности Minimum Viable Product подразумевают отказ от длительной и дорогостоящей разработки в пользу ручного труда.

     

    Герой сказки Фрэнка Баума (Lyman Frank Baum) изображал из себя волшебника, а MVP этого типа притворяются полнофункциональными сервисами и приложениями. На деле же, вместо алгоритмов работу Minimum Viable Product обеспечивают люди.

     

     

    Волшебник страны Оз не афиширует этот факт. Так поступал основатель Zappos — крупного американского интернет-магазина. Чтобы убедиться в жизнеспособности идеи, он начал продажи задолго до того, как автоматизировал заказы и даже арендовал склады. Первых клиентов Ник Свинмурн (Nick Swinmurn) обслуживал лично, приобретая товары со скидками в рознице и перепродавая их.

     

    Отличие продуктов, построенных по консьерж-модели, в том, что они открыто позиционируются, как предоставляющие услуги реальных людей, и используют этот факт, как одно из конкурентных преимуществ.

     

    Создание MVP: пошаговое руководство

     

    Чтобы запустить минимально жизнеспособный продукт, необходимо пройти через восемь подготовительных этапов. Первые четыре шага нацелены на предварительное уточнение бизнес-идеи. Пятый и шестой этапы касаются проектирования продукта, и только на седьмом и восьмом пунктах дело дойдет непосредственно до разработки и тестирования.

     

    1. Сформулируйте задачу

     

    Каждый продукт создается для решения некой задачи, и речь не о получении прибыли. Здесь требуется клиентоориентированный подход. Для чего пользователю нужен продукт?

     

    Внятно сформулировав ответ, вы получите представление о задаче продукта и о его ценности для пользователя. Так, открывая сервис для краткосрочной аренды парковочных мест, вы решаете проблему, с которой сталкиваются все водители, — облегчаете поиск места, где можно оставить машину.

     

    2. Определите аудиторию и выделите ее ядро

     

    Ориентироваться на потребности широкой аудитории при проектировании MVP — ошибочная стратегия. Сужение целевой аудитории позволяет точнее ориентировать будущий продукт. Для этого необходимо сформулировать портрет «идеального» пользователя, человека, который без раздумий купит ваше решение и останется доволен его возможностями.

     

     

    Обычно в такой портрет включают информацию о возрасте пользователя, уровне образования, доходах, привычках, интересах и увлечениях. Эти детали необходимы, чтобы понять, насколько хорошо продукт подходит будущему пользователю, и помогут позднее, на этапе рекламы и продвижения.

     

    3. Изучите конкурентов

     

    Даже если вы придумали нечто по-настоящему новое, найдутся компании, которые уже действуют в выбранной отрасли. Их опыт, преимущества и недостатки стоит внимательно изучить. Выясните, какова их доля на рынке, зачем к ним приходят клиенты и что делает их уникальными. Эти подробности помогут скорректировать MVP.

     

    4. Проведите SWOT-анализ

     

     

    Этот метод стратегического планирования используется крупными компаниями для принятия управленческих решений и формирования бизнес-политики с 1963 года. И хотя обычно он используется в куда большем масштабе, SWOT-анализ хорошо подходит для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для минимально жизнеспособного продукта.

     

    5. Составьте карту путей

     

    После фундаментального анализа бизнес-идеи самое время взглянуть на будущий продукт с точки зрения пользователя. Карта путей — тот порядок действий, который пользователь совершает, чтобы достигнуть своей цели, например, приобрести товар или найти и арендовать парковочное место.

     

    Этот путь должен быть не просто максимально коротким, но и простым и удобным. Продумав, как пользователь взаимодействует с будущим приложением, вы поймете, на какой стадии предоставить дополнительную информацию, где добавить подсказку и как оптимально спроектировать интерфейс.

     

    6. Выделите основные функции для реализации и рассчитайте объем MVP

     

    Каким бы масштабным ни был задуманный проект, для MVP необходимо перечислить и приоритезировать его функции. При создании Minimum Viable Product предпочтение отдается тем из них, что непосредственно связаны с основной целью будущего продукта.

     

    Введение дополнительных возможностей в прототип только запутает пользователей и снизит достоверность результатов исследования бизнес-идеи. Их можно добавлять уже после развертывания MVP, сбора и анализа первичной обратной связи.

     

    7. Выберите подходящую методологию и разработайте MVP

     

    Определив объем, порядок и направление работ, можно приступить к разработке минимального жизнеспособного продукта.

     

     

    От того, как именно будет построен процесс разработки, во многом зависит результат. Для MVP принципиально важно использовать один из итеративных подходов к разработке. Lean, Scrum, Kanban, экстремальное программирование — все они позволяют наладить регулярный выпуск обновлений, совершенствовать продукт «на ходу», по мере поступления обратной связи. Выбор конкретной методологии зависит от предпочтений команды разработчиков и особенностей конкретного проекта.

     

    8. Протестируйте продукт

     

    Минимально жизнеспособному продукту требуется регулярное тестирование на всем протяжении разработки. Альфа-тестирование проводится внутри команды силами тестировщиков, но для бета-тестирования потребуется помощь посторонних. Хорошо, если это будут люди из числа будущих пользователей. Желающих поучаствовать в тесте можно найти на таких сайтах, как BetaList, ProductHunt, Reddit, Quora или привлечь через собственные каналы связи: социальные сети, блоги и email-рассылку.

     

    Основной задачей тестирования будет техническое совершенствование MVP. Перед выпуском продукт должен работать без ошибок, чтобы проблемы технического характера не помешали пользователям оценить его функциональность.

     

    Запуск минимально жизнеспособного продукта

     

    Для команды проекта работа еще только начинается. С момента запуска необходимо собирать, сохранять и анализировать обратную связь, начиная со статистики и заканчивая данными о поведении и отзывами пользователей. Эта информация — то, ради чего все затевалось.

     

    Данные, собранные при помощи MVP, позволят понять, есть ли у проекта перспективы, помогут сгенерировать новые идеи и разработать стратегию развития продукта, основанную, не на предположениях, а на фактах. Таким образом, MVP тестирование полностью себя оправдает.

Оцените полезность статьи
Спасибо за оценку!