Интеграция с ЕСИА: ответы на частые вопросы о подключении организации к ЕСИА

  1. 1. Что такое ЕСИА
  2. 1.1. Как работает ЕСИА
  3. 2. Кто может подключиться к ЕСИА
  4. 3. Какие данные можно получать из ЕСИА
  5. 4. Сколько пользователей в ЕСИА
  6. 4.1. Какие бывают учетные записи в ЕСИА
  7. 5. Для чего ЕСИА коммерческим компаниям
  8. 6. Как зарегистрировать организацию в ЕСИА
  9. 7. Как подключить сайт организации или другую IT-систему к ЕСИА
  10. 7.1. Какой протокол использовать для подключения к ЕСИА и чем он отличается от стандартов
  11. 7.2. Какой сертификат нужен для регистрации системы в ЕСИА и обязательно ли использовать ГОСТ?криптографию
  12. 7.3. Какие готовые решения можно использовать для подключения
  13. 7.4. Можно ли подключить к ЕСИА мобильное приложение
  14. 7.5. Сколько времени уходит на подключение к ЕСИА
  15. 7.6. Сколько стоит подключение
  16. 8. Предупреждает ли Минкомсвязи о регламентных работах
  17. 9. Где можно найти дополнительную информацию о ЕСИА

 

Официальные инструкции запутанны и сложны для восприятия, так что мы подготовили FAQ по теме интеграции с ЕСИА на основе вопросов, которые чаще всего задают наши клиенты.

 

 

Что такое ЕСИА

 

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже больше десяти лет разрабатывает и совершенствует безопасный сервис авторизации для различных государственных сервисов и сайтов. Он получил название «Единая система идентификации и аутентификации» — ЕСИА. Это универсальный ключ доступа к ресурсам электронного правительства РФ.

 

Если вначале ЕСИА применялась для авторизации на портале Госуслуг, то по мере выполнения Федерального проекта «Цифровое государственное управление» и появления новых суперсервисов, ее сфера применения расширилась.

 

ЕСИА применяется для взаимодействия с органами власти и за пределами государственного сектора. К сервису подключаются порталы и IT-системы частных компаний из числа тех, для которых точная и безошибочная идентификация пользователей — приоритет.

 

Доверие к ЕСИА обеспечено продуманной криптографической защитой и тем фактом, что учетная запись пользователя этой системы содержит подтвержденную государством информацию, начиная с фамилии и заканчивая номером пенсионного свидетельства.

 

Как работает ЕСИА

С точки зрения пользователя вход на сайт или в мобильное приложение при помощи ЕСИА не отличается от использования аккаунта Google, Яндекс или одной из популярных социальных сетей.

 

 

Пользователь кликает по кнопке «Госуслуги». Открывается окно для ввода логина и пароля, и, после их ввода, авторизованный пользователь перенаправляется на исходную страницу.

 

В момент ввода данных сайт обращается к отдельному программному модулю — коннектору, отвечающему за связь с ЕСИА. Коннектор формирует зашифрованный запрос к серверам сервиса и получает в ответ пакет с личными данными пользователя. Они расшифровываются при помощи криптографического ключа, выданного организации заранее, еще на этапе настройки коннектора. Затем, личные данные передаются на сайт.

 

 

Такая схема подключения позволяет реализовать разнообразные сценарии взаимодействия пользователя и сайта. В случае с банковскими продуктами использование сервиса может выглядеть так:

 

  1. Пользователь заходит на сайт банка, чтобы оформить кредит.
  2. Выбрав нужную сумму в кредитном калькуляторе, он переходит к оформлению заявки.
  3. Вместо того чтобы заполнять длинную анкету с личными данными, пользователь кликает на кнопку авторизации в ЕСИА.
  4. Модуль-коннектор переходит на сайт ЕСИА и открывает форму авторизации.
  5. Пользователь вводит телефон, email или СНИЛС и пароль и подтверждает передачу персональных данных.
  6. Система проверяет корректность данных и возвращает пользователя на сайт банка, а коннектор получает и расшифровывает ответ, содержащий необходимую банку информацию о пользователе.
  7. Анкета, необходимая для создания заявки на кредит, заполняется автоматически.
  8. Пользователю остается подтвердить отправку заявки и ждать звонка менеджера.

 

Кто может подключиться к ЕСИА

 

ЕСИА создавалась, чтобы облегчить предоставление государственных услуг, так что интеграция с этим сервисом доступна всем государственным учреждениям. Помимо них, такая привилегия выдана нескольким разновидностям юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью.

     

    Интегрироваться с ЕСИА могут:

     

  • медицинские учреждения;
  • банки и МФО (микрофинансовые организации);
  • страховщики;
  • лицензированные брокеры, дилеры, финансовые управляющие и другие лица, профессионально работающие с финансовыми инструментами;
  • НПФ (негосударственные пенсионные фонды);
  • операторы связи.
  •  

    Какие данные можно получать из ЕСИА

     

    • Паспортные данные владельца аккаунта;
    • данные из различных документов (номер полиса медицинского страхования, ИНН и другие подобные идентификаторы);
    • контактный телефон;
    • email;
    • личные данные малолетних детей;
    • информация об автомобилях и других транспортных средствах.
    •  

      Для организаций, зарегистрированных в ЕСИА, этот список составляют типовые реквизиты: наименование, юридический адрес, ОГРН, код ОКПО и т.д. Кроме того, при создании учетной записи присваивается один из трех статусов, отражающих ее надежность.

       

      Государственные органы, с разрешения владельца учетной записи, могут получить всю информацию из аккаунта, но для коммерческих организаций доступ ограничен. Им доступны данные о подтвержденности аккаунта, ФИО пользователей и часть паспортных данных.

     

    Какие бывают учетные записи в ЕСИА

     

    Каждый новый пользователь сервиса первоначально получает «упрощенную» учетную запись с ограниченными возможностями. Когда пользователь указывает правильные паспортные данные или СНИЛС, аккаунт проходит проверку со стороны государственных органов, и учетной записи присваивается статус — «стандартная». Для получения «подтвержденного» аккаунта его владелец должен пройти идентификацию при помощи авторизованного интернет-банка или лично посетив МФЦ.

     

    Сколько пользователей в ЕСИА

     

    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций открыто не отчитывается о числе пользователей ЕСИА, так что судить об их количестве можно лишь приблизительно, по устаревшим данным.

     

     

    Согласно отчету Ростелеком, сервисом пользуется больше 80 миллионов человек — каждый второй житель России.

     

    Для чего ЕСИА коммерческим компаниям

     

    Для негосударственных организаций сервис открывает новые возможности, не связанные с получением персональных данных.

     

    • Для медицинских учреждений интеграция — возможность использовать телемедицинские технологии и оказывать услуги удаленно;
    • кредитные организации (банки) получают право проводить биометрическую аутентификацию пользователей;
    • микрофинансовым и микрокредитным организациям разрешается выдавать при помощи ЕСИА онлайн-займы величиной до 15 тысяч рублей;
    • лицензированные участники рынка ценных бумаг, страховщики, негосударственные пенсионные фонды могут дистанционно заключать и продлевать договоры с клиентами;
    • операторы связи в упрощенном порядке идентифицируют пользователей публичных точек доступа в интернет.
    •  

      Как зарегистрировать организацию в ЕСИА

       

      Процедура начинается с юридических формальностей. Прежде всего, необходимо выбрать ответственное лицо — администратора IT-системы, которая будет работать с ЕСИА. В этой роли может выступать руководитель организации или его доверенное лицо. Администратор подтверждает личность через портал госуслуг и регистрирует там организацию.

      Затем администратор оформляет квалифицированную электронную подпись и вносит новую IT-систему в особый регистр. Эта процедура подробно изложена в детальном руководстве.

       

      После регистрации IT-системе присваивается мнемоника — индивидуальный код-идентификатор. Он потребуется техническим специалистам для дальнейшей настройки системы.

       

      Как подключить сайт организации или другую IT-систему к ЕСИА

       

      Следующий шаг на пути интеграции с сервисом требует привлечения специалистов с технической квалификацией в области информационной безопасности. Чтобы подключить сайт или другую IT-систему к сервису, необходимо сгенерировать криптографический ключ и соответствующий ему сертификат.

      Сертификат передается государству. В ответ Минкомсвязи высылает разрешение на тестовый доступ к сервису и данные для пробного подключения.

       

      Далее следуют работы по разработке и настройке коннектора между IT-системой организации инфраструктурой сервиса. Разработчикам предстоит научить их взаимодействовать между собой — принимать и отправлять запросы в автоматическом режиме. Минкомсвязи даст разрешение на полноценный запуск IT-системы только после того, как коннектор стабильно заработает в тестовом режиме.

       

      Какой протокол использовать для подключения к ЕСИА и чем он отличается от стандартов

      Для интеграции сайта или IT-системы с ЕСИА используется сочетание авторизации по OAuth 2.0 и аутентификации при помощи OpenID Connect. Это распространенные решения с подробной документацией и многочисленными примерами использования, но применить их для интеграции с сервисом «как есть» не получится.

       

       

      Хотя создатели сервиса в целом придерживались стандартных спецификаций, им пришлось разработать собственный Application Programming Interface для приема электронных подписей. Чтобы подключение к ЕСИА было успешным, стандартным библиотекам OpenID/OAuth необходима ручная доработка.

       

      Какой сертификат нужен для регистрации системы в ЕСИА и обязательно ли использовать ГОСТ-криптографию?

      В октябре 2019 года Минкомсвязи обновило методические рекомендации, исключив из них упоминания стандарта шифрования RSA (Rivest, Shamir и Adleman) и самоподписанных сертификатов. Их использование больше не допускается.

       

      Теперь российские алгоритмы шифрования ГОСТ Р 34.10-2012 и ГОСТ Р 34.11-2012 — единственные стандарты, которые доступны для использования с ЕСИА.

       

      Сертификаты обязательно должны быть выпущены сертифицированным удостоверяющим центром.

       

      Какие готовые решения можно использовать для подключения

      В отдельных отечественных системах управления сайтами предусмотрены инструменты для подключения к ЕСИА, но переносить сайт на новую CMS ради интеграции с порталом госуслуг нецелесообразно, и, зачастую, попросту невозможно.

       

      Универсальное решение — библиотеки с открытым исходным кодом. С их помощью можно обеспечить работу с сервисом для любой IT-системы, но для их настройки требуются технические навыки. Мы предпочитаем использовать Open Source компоненты, однако дорабатываем и адаптируем их для каждого проекта.

       

      Можно ли подключить к ЕСИА мобильное приложение

      Да, но в приложение должен быть интегрирован браузер. Он необходим только для авторизации, так что все остальные операции с приложением можно реализовать через обычный интерфейс. Например, так функционируют приложения «Госуслуги» и «Почта России».

       

      Сколько времени уходит на подключение к ЕСИА

      Формальная сторона процедуры, включающая регистрацию аккаунтов и ожидание мнемонического кода от Минкомсвязи, обычно занимает около недели.

       

      На работы по настройке коннектора для базового подключения требуется две — три недели. В случаях, когда необходимо получение данных из аккаунта ЕСИА и дальнейшая их обработка, срок увеличивается.

       

      Сколько стоит подключение

      Государство не взимает платы за использование системы авторизации и идентификации. Подключение к ЕСИА бесплатно, однако на самостоятельную настройку коннектора для работы с сервисом придется потратить силы и время.

       

      Практика показывает, что интеграция силами штатных сотрудников IT-отдела компании удается не всегда. Настройку интеграции сайта или иной IT-системы с ЕСИА лучше доверить опытной команде, которая неоднократно выполняла эту процедуру. Стоимость работ специалистов варьируется в зависимости от сложности системы и масштабов проекта.

       

      Предупреждает ли Минкомсвязи о регламентных работах

       

      Минкомсвязи не публикует график работ, но за несколько часов до начала технического обслуживания предупреждает об отключениях сервиса при помощи сообщений на сайте государственных услуг.

       

      Отключения ЕСИА редки и, как правило, происходят в часы наименьшей нагрузки на сервис, а восстановление работы авторизации происходит автоматически.

       

      Где можно найти дополнительную информацию о ЕСИА

       

       

      Инструкции по работе с сервисом периодически пересматриваются, обновляются и дополняются, поэтому, изучив ответы на распространенные вопросы, стоит обратиться к первоисточникам.

       

      Общую информацию о подключении к ЕСИА, а также контакты для связи с Ситуационным центром Минкомсвязи, где можно получить консультацию по правовым аспектам подключения, приведены на информационной странице ЕСИА на портале Госуслуг.

       

      Актуальные документы, касающиеся сервиса, публикуются на официальном портале Минкомсвязи РФ. Перечень документов, которые публикует министерство, включает в себя:

         

      • Подробное руководство по работе с системой, включающее описание уровней достоверности аккаунта, нюансов управления личными физических и юридических лиц, а также описанием механизмов управления доступом к ЕСИА для сотрудников организации.
      • Регламент, в котором приведено пошаговое руководство по тестовому доступу к ЕСИА.
      • Документацию технологического портала, где описаны операции по управлению сертификатами подключаемой информационной системы, правила составления мнемоники и алгоритмы формирования электронной подписи и нюансы администрирования IT-системы, подключенной к сервису.
      • Методические рекомендации, где приведены нюансы использования API, описания процедуры аутентификации при помощи различных протоколов, описания программных интерфейсов, типы документов, получаемых с их помощью, и другие технические детали интеграции.
Оцените полезность статьи
Спасибо за оценку!